Автостоп во Франции и ковуатюраж – личный опыт

 автостоп в ЕвропеПриветствую читателей блога Русский гид во ФранцииВ предыдущей статье я пообещал рассказать о самом авантюрном способе путешествия по  Франции – автостопом.   Отношение к нему в наши дни – неоднозначное:  кто-то открещивается от него, как от опасной затеи, пережитка хипповского прошлого, другие – наоборот,  в поисках приключений или из-за отсутствия денег на транспорт,  возводят автостоп в ранг «образа жизни».

Помимо практических советов «Как путешествовать по Франции автостопом», я предлагаю вместе поразмыслить  над тем, «А зачем так путешествовать?», что это дает помимо экономии и лишних трудностей,    как свести к минимуму   трудности  и при этом сэкономить на поездке с помощью популярной сегодня во Франции формы автостопа – «ковуатюраж» (covoiturage).

В тот день, когда я впервые вышел к выезду на скоростную трассу в районе Страсбурга и поднял руку большим пальцем вверх (это было лет пять тому назад),  мною двигало желание изменить жизнь, проделать брешь в узком мирке  «работа – дом» и открыть для себя настоящую Францию.  Цель – добраться на попутках до Средиземного моря за неделю,  показалась мне  достойным ориентиром.  Я  пробирался к ней через дебри нового для меня занятия, в котором у меня не было никакого опыта.

Преодоление собственного страха и неудач на пути 

— это первая причина, почему стоит  путешествовать стопом.  Ту поездку я запомню надолго.  Она изменила всю мою жизнь!   Если человек решается на это,  искренне ставя цель   внутренней трансформации, то автостоп я бы отнес к средствам жёсткой, но очень эффективной психотерапии.  При этом терапевтом-зеркалом для тебя является каждый встречный водитель, неважно – берет ли он тебя на борт или брезгливо проезжает мимо.

Бесплатный транспорт  

Безусловно, это очевидный и основной мотив для большинства хитч-хайкеров.  Но если халява  – это единственное, чего вы ждете от  путешествия на попутке, в таком случае, игра не стоит свеч, потому что проще и удобнее будет заработать денег и добраться до места на поезде.

bla bla carЖажда общения, практика французского языка

Никогда не знаешь, кто тот добрый человек, что останавливается, чтобы подвезти вас в направлении к цели.  Но почти наверняка можно быть уверенным, что за его благими намерениями есть желание поговорить.   По моим собственным наблюдениям,  во Франции  среди водителей, берущих  на борт хитч-хайкеров, процентов 70- 80 сами когда-то путешествовали таким способом.  Старые воспоминания часто становятся темой для общения. Оно  значительно оживляется, когда  водитель узнает, что вы – иностранец, особенно, если вы говорите по-французски.

Будьте готовы вести беседу о банальных вещах: «а это правда, что в России холодно и все пьют водку?», «русские женщины – самые красивые в мире» (как будто это у кого-то вызывает сомнение), «что вы думаете о Путине и свободе слова?», «как ваши родители пережили холодную войну и перестройку?»,  «что стало с Чернобылем?»  и  другие подобные темы, которые мало волнуют обычного российского стоппера, но чрезвычайно занимают французов.

Поначалу  этот поверхностный треп раздражает, но вскоре к нему вырабатывается иммунитет. Приятно бывает, что после общения  на такие темы водитель-француз полностью меняет свое мнение о России, основанное на пошлых стереотипах, или хотя бы обнаруживает, что русские на самом деле – не такие, какими их рисуют по телевидению.

То же самое происходит и с нами, когда мы открываем Францию не через обложку гламурного журнала или биографию  Марии-Антуанетты, а вот так – беседуя с простыми французами,   разными по социальному статусу, культурному уровню.  Корнями они могут быть из разных исторических регионов страны, поэтому каждый несет в себе определенную изюминку, добавляет в нашу палитру представлений о Франции новые краски.  Бывает, что случайный попутчик становится проводником в совсем неизвестный нам ранее  мир (например, мир антикваров или охотников на диких кабанов), его жизненная история захватывает и иногда  достойна  целой повести или романа.

Радость от  такого  общения – это основное, что теперь  мотивирует меня  путешествовать автостопом во Франции, когда экономия и  преодоление страха  отошли на второй план.   Хитч-хайкинг  из гимна свободе превратился в пространство для интересных встреч и свидания с Неведомым.   А внутренняя свобода – это не цель, но уже необходимое условие чтобы настоящее Свидание могло состояться.

Пофилософствовав немного, перейдем к практическим моментам организации поездки автостопом во Франции.

Разрешен ли хитч-хайкинг французским законом?

Да, стражи порядка терпимо относятся к авто-стопперам, если они занимаются своим делом в незапрещенных для пешеходов местах. А таковыми во Франции являются:  обочины скоростных трасс(autoroutes) и  участки, где остановка машины может вызвать угрозу безопасности дорожного движения.

Техника автостопа по французским дорогам

rond point - круговой перекресток♦  Определите направление и найдите на карте ближайший выезд из города в этом направлении.  Удобнее всего  ловить попутку на круговых перекрестках (rond point),  у светофоров, на конечных остановках городского транспорта – то есть, там, где водитель может   вас  заметить на небольшой скорости и успеть  остановиться.

♦  На листе бумаги или лучше – на картоне  напишите название населенного пункта, до которого хотели бы добраться.  Замечено, что это  сильно  увеличивает шансы на успех,  французский водитель охотнее останавливается, если знает, что вам по пути.   Какой город указывать в табличке – ближайший или конечный пункт (до которого быть может еще километров 300) – вопрос стратегии и внутренней интуиции.  Имея  запас картонок, вы можете поэкспериментировать, если «дальний заброс» не сработает.

пеаж - пункт оплаты за скоростное шоссе

пеаж — пункт оплаты за скоростное шоссе

пеаж - идеальное место для стопа

пеаж — идеальное место для стопа

   ♦  Заранее обсудите с водителем место, где желаете быть высаженным.  Это тоже важный стратегический момент: иногда лучше выйти раньше на 10 километров, но на большой заправке или пеаже (age – специальное место на скоростном шоссе для оплаты  автомобилистом пройденного участка).  Так у вас будет больше шансов, чем окажись вы посреди той деревни, куда и направлялся водитель.

указатель хайвея - скоростного платного шоссеплатные дороги во Франции

пеаж дорожный знак

♦ Двигаясь по скоростному шоссе, старайтесь не съезжать с него на маленькие рут насьональ  (route nationale) и  рут департаменталь (route départementale).   То есть, (см. предыдущий пункт),  выходите либо на пеаже, либо на автозаправке, в крайнем случае – в придорожной зоне отдыха.  Ловить попутку на маленьких дорогах, где скорость ограничена 90 км/ч, гораздо сложнее, хотя, признаться,  путешествовать по ним несравнимо приятнее, чем по безликой скоростной артерии.

Необходимое снаряжение

Этому вопросу уделяют слишком  много внимания  французские блоги, посвященные автостопу. Дело доходит до смешного:  некто советует  ради безопасности иметь  с собой наготове баллончик со слезоточивым газом, не подумав, что бедняга, если вдруг придется его применить в салоне машины,  наглотается  не меньше  водителя.  А если инцидент произойдет на скорости… Впрочем, это уже разговор о страхе и предосторожности.  А что касается экипировки,  главный совет – не берите лишнего.  Из основного, вам понадобятся – достаточно подробная карта дорог Франции,   картон (подойдет любая картонная коробка) и фломастер.   Хорошо бы иметь приличный внешний вид и немного денег в запасе (на случай безвыходной ситуации – когда придется выбираться поездом).  Перекусить можно по пути в кафе/продуктовом магазине на автозаправках.   Если вы перемещаетесь на далекое расстояние, возьмите с собой дождевик, погода во Франции очень изменчива от региона к региону, ливень может застигнуть неожиданно.

Безопасность, здравый смысл

опасный стопопасный стоп 3

Перечислить все опасности, которым подвергается отважившийся путешествовать автостопом,  невозможно. Богатому воображению не составит труда сделать это, и здесь мы не станем рассказывать ужастики, лишь направим читателя к здравому смыслу.

А он подсказывает что:

— Если ты – красивая, привлекательная  девушка, путешествуешь одна и  при этом сильно опасаешься за свою безопасность —  ты правильно делаешь, и лучше тебе не рисковать.

— Даже если ты – крутой, накачанный мужик и ради своей сохранности помышляешь  иметь в кармане гранату – ты в огромной опасности. Лучше не рискуй, пока не разберешься со своим страхом.

Страх – вот главный виновник всех передряг.  Он словно притягивает их, в этом может убедиться каждый.

Здоровое чувство самосохранения – это то, что позволит вам избежать глупых поступков и неприятностей.  Оно  побудит вас не садиться в машину к подозрительному типу, убережет от провокационных разговоров на сексуальные темы, если  это грозит привести к насилию, наконец, оно не позволит вам ловить попутку посреди проезжей части или переходить без надобности скоростное шоссе.    Умение доверять здравому смыслу и при этом не бояться напрасно – большое искусство, которое постигается всю жизнь.

Основываясь на собственном субъективном опыте, я могу охарактеризовать  путешествие автостопом во Франции как достаточно безопасное, особенно в современной его форме, получившей название «ковуатюраж».

Ковуатюраж или организованный  автостоп

ковуатюраж во Франции

Проблема   безопасности – это главное, что привело к упадку автостопа, как средства передвижения,  бывшего суперпопулярным во Франции в 60-80-х годах прошлого века.   Сегодня это требует отваги не только со стороны хитч-хайкера, но и со стороны водителя, который, кстати, тоже изрядно рискует.  Несмотря на это,  спрос на дешевый транспорт и  желание  автомобилистов не гонять машину впустую (по статистике, каждый автомобиль во Франции перевозит в среднем 1.3 пассажира за рейс)  породили современное явление – ковуатюраж  (фр. covoiturage), достаточно распространенное в странах Западной Европы, но которое вполне можно назвать французским феноменом.

Принцип ковуатюража совпадает с идеей автостопа – то есть,   если водителю и пассажиру по пути, и в машине есть свободное место – они договариваются о совместной поездке, с той лишь разницей, что делают это заранее на специальном сайте или созвонившись.  Если  при стихийном автостопе с попутчика не принято брать деньги, то ковуатюраж предполагает  некоторый взнос с пассажиров, который идет на оплату горючего и скоростных трасс.   Получение водителем дополнительной прибыли в данном случае запрещено французским законом.

Отсюда  следуют явные удобства ковуатюража:

— для  пассажира – возможность планировать свою поездку, экономичность (тарифы на ковуатюраж в среднем, в два раза ниже чем стоимость ж/д билета), безопасность.

— для водителя – возможность полностью окупить путешествие,  скрасить поездку интересным общением.

— для планеты Земля: чем больше люди пользуются транспортом совместно, тем меньше автомобильного выхлопа  попадает в атмосферу.  Кстати некоторые французы пользуются ковуатюражем исключительно из экологических побуждений!  Bravo,  нам пока далеко до такой сознательности.

ковуатюраж - парковкаУчитывая указанные преимущества, французские муниципальные власти делают всё для поддержки ковуатюража.  На окраине многих городов и даже посёлков  обустроены специальные парковки для удобства пассажиров и водителей. К примеру, человек приезжает туда на своей машине, там же оставляет ее на стоянку, встречается с водителем в назначенный час (тот забирает его по пути на окраине, не петляя по городу), и они вместе отправляются в дальний путь.  Такой практичности можно только подивиться.

Сегодня во франко-Нете  есть десятки сайтов, на которых можно найти себе попутчиков,  но самым крупным из них является covoiturage.fr  Вам достаточно зарегистрироваться там, указать свои контактные данные  и в путь.

ковуатюраж по-африкански

ковуатюраж по-африкански

Надеюсь, что эта информация поможет разнообразить вашу поездку во Францию.  Если у вас есть собственный опыт путешествия автостопом по этой стране, пожалуйста, поделитесь  им в отзывах чуть ниже.

Евграф

Если вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями:

6 комментариев:

  1. Хорошая штука — ковуатюраж!
    Я пробовал в прошлом году, из Морбиана в Париж доехал с комфортом и в хорошей кампании.

  2. Марина

    Беда беда, что же делать трем «красивым привлекательным девушкам», как бы нескромно это ни звучало)))

  3. [Marked as spam by Antispam Bee | Spam reason: Server IP]
    без дураков, трем привлекательным девушкам на трассе делать нечего.

  4. я живу в испании и почти всегда испальзую бла-бла кар для передвижения, но на самом деле цены не намного дешевле, чем на автобусе, получается экономить от 5 до 10 евро, не больше. иногда даже переплачивашь, потому что привыкаешь в «ковуатюражу» и перестаешь передвигаться обхественным транстпортом. то же самое сейчас смотрю во франции.. в два раза дешвле? — как бы ни так. если посмотреть, на автобусе из монпейе до парижа можно доехать за 45 евро, на бла-бла кар предложения о 40 до 50..

  5. Круто, было интересно узнать ощущения других автостопщиков о первом таком путешествии. Мы поехали автостопом впервые и сразу взяли уровень хардкора и странствовали по СНГ пол года с палаткой. Вот как начали: http://hramputi.ru/pervoe-puteshestvie-avtostopom/ Тоже решил поделиться, если интересно загляните и ко мне. В итоге потом и другие материалы появились. Думаю, это хорошее дело когда делишься таким положительным опытом с другими.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *